вторник, 15 октября 2013 г.

Добыча литиевых аккумуляторов 18650 из ненужной батареи ноутбука


Большинство батарей для ноутбуков состоит из нескольких литиевых аккумуляторов типоразмера 18650. Обычно в такой батарее находятся 4 или 6 банок. На полке завалялась старая батарея от уже списанного Thinkpad-а, ее потрошением и займусь.

При последнем использовании батарея еще была жива, штатная программа диагностики показывала ёмкость порядка 30 Вт*ч из максимальных 45 Вт*ч, точно не помню. Последний раз батарея использовалась несколько лет назад, возможен полный разряд аккумуляторов, а значит и их безвозвратное повреждение.

Схема подключения ясна уже из параметров батареи и ее размеров. Например, если напряжение батареии 10,8 В, то очевидно, что здесь есть последовательное подключение из трех литиевых аккумуляторов с номинальным напряжением 3,6 В (3,6 В * 3 = 10,8 В). Учитывая размеры батареи, можно понять, что внутри имеется два набора таких подключений, а значит схема наверняка 3S2P.


Для скрепления половинок батареи используется клей или что-то типа сварки пластика, половинки батареи приходится почти отламывать друг от друга. Я разобрал всего две батареи, обе от одного производителя, и обе разобрались без существенных повреждений. Внутри банки могут быть приклеены к одной или сразу двум половинкам батареи, также могут быть амортизирующие прокладки или то и другое вместе. Здесь оказался резиноподобный клей, но только с одной стороны.


Разобрав батарею, видим 6 банок. Здесь мне повезло, на банках есть полная маркировка - Panasonic CGR18650C. Поиск быстро дал результат, данные батареи имеют емкость 2150 мА*ч и номинальное напряжение 3,6 В, что было понятно заранее, исходя из параметров всей сборки.


Банки соединены попарно, поэтому если одна банка из пары умирает (напряжение ее падает до 0), вторая уходит вместе с ней. Глубокий разряд также вредит обоим банкам одновременно. Замеры показали напряжения на парах банок 0,59 В, 0,87 В и 0,2 В, что очень плохо, все банки ушли в глубокий разряд, а значит потеряли значительную часть ёмкости, а также наверняка ухудшили прочие свои характеристики. Такое произошло из-за забывчивости - аккумулятор пролежал без зарядки несколько лет. Скорее всего, контроллер батареи здесь сыграл важнейшую роль, даже лучшие их реализации высасывают заряд из банок, пусть и очень медленно. Никуда не подключенные банки не разрядились бы так за то же время.



После снятия контактных пластин на обоих полюсах батарей остаются следы точечной сварки. Здесь их два, но их может быть и 4. При снятии пластин следует быть осторожным, - они очень острые, особенно в местах среза. От батареи их можно просто отломать, они переломятся в местах сварки. Заусенцы, вероятно, можно аккуратно снять микрогравером. Если идет разборка батареи с заряженными неубитыми аккумуляторами, то также следует следить, чтобы не было короткого замыкания. Ток КЗ у таких аккумуляторов может достигать не менее 10 А (здесь речь идет только об аккумуляторах из ноутбуков, а вообще 18650 бывают и с гораздо большим током разряда), так что замкнутая батарея перегревается очень быстро.

В данном случае полученные аккумуляторы могут плохо подходить для использования в фонарях по двум причинам. Во-первых, не все фонари поддерживают плоский плюсовой контакт. Во-вторых, защитная оболочка на минусовом контакте здесь доходит только до края, тогда как замыкание минуса на корпус означает включение у фонарей с кнопкой включения в хвосте. Поэтому есть риск самопроизвольного включения фонаря или искрения в зоне неплотного контакта батареи с корпусом. Желательно заменить оболочку, завернув ее за край минусовой площадки, для этого обычно используется термоусадочная трубка. Также нужно учесть, что у этих аккумуляторов нет никакой защиты.

Вот и все. Осталось полностью зарядить аккумуляторы, промаркировать их и при желании и возможности измерить их емкость, чтобы знать, на что можно рассчитывать. Если все аккумуляторы сразу не нужны, хранить их лучше в заряженном на 70% состоянии при небольшой плюсовой температуре, например в холодильнике в месте с максимальной температурой (смотрите инструкцию, но обычно это дверца).

Дополнение

Измерение емкости аккумуляторов показало емкость от 1670 до 2010 мА*ч, что очень неплохо, учитывая состояние батареи.

Один из аккумуляторов сначала был заряжен в обратную сторону (новый зарядник глюканул), но он все равно выжил после перехода обратно через ноль. Вообще, этот аккумулятор получился странным. После первой зарядки он быстро (дни или недели) и сильно саморазрядился, но потом уже ничем не отличался от других.

См. также

Комментариев нет:

Отправить комментарий